Новости Кашкадарьи

Официальный веб-сайт газеты "Новости Кашкадарьи"
26 сентября 2023 год, вторник.                 Специальная версия UZ

ЮНАЯ РАЗВЕДЧИЦА С ФАМИЛИЕЙ ПЕХОТА

выжила всем смертям назло

Герои войны

Вере Андреевне Насыровой часто снится один и тот же сон.  В нем она еще совсем юной девчонкой выполняет в тылу у немцев серьезное боевое задание. Так проявляет себя память, навеки сохранившая все ужасы Второй мировой войны. Она помнит все, что связано с этими трагическими годами.

Шел 1941 год. Из семьи Пехоты (девичья фамилия Веры Андреевны) на фронт ушли два брата и отец. Вслед за отцом, отправленным на фронт 23 октября, в военкомат идет и тогда еще 16-летняя Вера. Брать в армию ее отказались. Однако спустя неделю все-таки предложили служить в тылу, быть разведчицей в соседних селах, районах, где вовсю хозяйничали немцы.

Жила тогда Вера Андреевна на Украине, в селе Верхний Сальтов Харьковской области. Предложение военных ей пришлось по душе. С той поры началась ее служба в разведке. Задания были разные, но, в основном, они заключались в сборе информации о составе армии и численности боевой техники.

- Рядом с селом протекала река Северский Донец, а по ту сторону - находилось несколько оккупированных немцами сел, - говорит Вера Андреевна. - Река была глубокая. Но все-таки были места, через которые мы перебирались на другую сторону. В разведгруппах было по шесть человек. В нашей группе я была самой маленькой. Причем не только по годам, но и по росту. Может поэтому немецкие солдаты не обращали на меня внимание.

Сведения о расположении фашистов юная разведчица передавала регулярно. Пока однажды кто-то не раскрыл их разведгруппу.

-Зимой 1942 года мой напарник пошел передавать сведения, его поймали и замуровали в пещеру, представляете, погребли заживо, - вспоминает разведчица. - Следом за ним поймали и повесили второго, затем еще двоих - это были  мать с дочкой. Должны были прийти и за мной, но меня спасла школьная подруга. Дело в том, что староста, работавший на немцев, проговорился в кругу семьи, что маленькую Веру собираются ликвидировать. Его дочь, с которой мы сидели в школе за одной партой, прибежала к нам домой и рассказала обо всем маме.

Вере прямо посреди ночи пришлось бежать. По дороге она увидела колонну вражеских машин. И решила пусть лучше убьют фашисты, чем предатели. Один из грузовиков остановился возле девочки. Немецкий офицер спросил Веру, куда она собирается?

- Как сейчас помню, стала на ходу придумывать, рассказывая историю о детском доме. Разговаривала с ними и на немецком языке, и на русском. Немецкий язык изучала еще в школе, а потом и у немцев. Офицеры пожалели меня, усадив в кузов. Проехав порядка 30 километров, машина остановилась в одном из сел.

Немецкие офицеры не только не обидели девчонку, которой на вид было не больше 12 лет, но и угостили сладостями.

В новом селе Вера Андреевна продолжила работу по выведыванию сведений для армии. В конце лета 1943 года все близлежащие села оккупировали немцы, которые сжигали дома и все, что попадалось на глаза. Горели целые леса. Стариков сбрасывали в колодцы, а молодых оправляли в концлагеря.

- Взяли и меня, сколько мы шли пешком, уже и не помню, дошли до одной из станций, а там нас погрузили в товарные вагоны и отправили в Польшу в концлагерь Треблинка, - рассказывает Вера Насырова. - Однако не успели мы пройти   дезинфекцию, как меня и еще двух девушек оттуда забрал пожилой мужчина. Шуру отправил в соседний хутор, а меня и еще одну девушку старик забрал в свое село.

Вере Андреевне пришлось выполнять работу по дому, а также доить коров, ухаживать за огородом. В качестве рабсилы Насырова пробыла в хозяйском доме до апреля 1945 года. Потом пришли советские солдаты и освободили. Однако домой не уехала. Не на что было. Разведчица устроилась в офицерскую столовую и переезжала вместе с военными с места на место. Так, Вера Андреевна добралась до Берлина.

- Берлин был весь черный. Все, что я видела вокруг, это руины, - говорит разведчица. - В этом городе на нас, советских солдат, напали американские военные. Однако наши сразу же дали отпор. Позже американцы признались, что якобы спутали, думали, что это фашисты. После капитуляции наконец-то вернулась домой.

Рассказывая о доме, Вера Андреевна еле сдерживает слезы. Поскольку оказалось, что оба ее брата подорвались на мине и погибли в 1944 году. В том же году домой пришла похоронка на отца. Дома была мама, которая из-за переживаний сильно постарела и брат Николай, которому в год победы над фашизмом исполнилось всего 8 лет.

- Работы в селе не было, все дома были повреждены. И поэтому мама предложила мне поехать в Пензу, заработать денег, - говорит Вера Андреевна. - В России устроилась грузчицей на железной дороге, затем там же счетоводом. Спустя какое-то время познакомилась с будущим мужем Нажимом Насыровым, который жил в том же общежитии, что и я. Он был на год старше меня. И тоже прошел всю войну. Нажим говорил, что не уедет домой, если не женится на мне. Не знаю, как я дала свое согласие, но через некоторое время мы расписались и уехали на родину мужа в Узбекистан. Сначала жили в Караулбазаре - это в Бухарской области. Затем мужа перенаправили в Бекабад. Спустя год, в 1947 году, с Украины пришла телеграмма, умерла мама. 

Супруг Веры Андреевны нашел деньги на дорогу и отправил жену на малую родину, где остался ее 10-летний брат. Приехав туда, она узнала, что ее Колю отправили в детский дом. Кое-как ей удалось забрать брата и вернуться в Узбекистан. Вера Андреевна приложила все силы, чтобы ее братишка стал образованным человеком.

- Школу окончил с медалью. Затем поступил в Ташкенте в политехнический институт, - с гордостью рассказывает разведчица. - После окончания два года по контракту работал в Алжире. Дослужился до звания заслуженного геолога. Но, к сожалению, в ноябре 2019 года, в возрасте 83 лет, его не стало.

В 1951 году семья Насыровых переехала в Карши. Вера Андреевна некоторое время никак не могла найти свое место в обществе, ведь за ее плечами было всего 7 классов учебы. Получить какую либо профессию она не успела. И поэтому сначала пошла секретарем-машинисткой  в местную больницу, затем устроилась в другую организацию кладовщицей. Однако по документам ее записали бухгалтером. Во время проверки факт подлога заметили. Однако разведчице повезло, попался хороший следователь, который поверил, что она не виновата. После этого она долго не могла устроиться на работу. Пока однажды ей не предложили должность главного бухгалтера в организации по строительству дорог. Насырова боялась, ведь она ничего не смыслила в бухгалтерии, но ташкентские специалисты ее уговорили.

-Они мне сказали, мол, через 15 дней надо сдавать полугодовой отчет, а специалиста нет, выручай, - вспоминает ветеран. - Помню, ночами и днями разбиралась в документах прежнего бухгалтера. Не раз ругалась с супругом, который не понимал, зачем я ввязалась не понятно во что, не имея необходимого опыта. За 15 дней я кое-как подготовила отчет и поехала в Ташкент сдавать документы. В министерстве надо мной подшучивали, говорили, что теперь бухгалтеров уже берут со школьной скамьи. Несмотря на то, что на тот момент я уже родила двоих детей, меня все считали девчонкой, наверное, из-за того, что была маленькой и щуплой.

Опытный бухгалтер внес свои правки, и Вера сдала отчет точно в срок. Так она проработала более 20 лет. Затем еще 9 лет в тресте по строительству водных сооружений. Несмотря на то, что у Веры Насыровой не было высшего образования, она стала хорошим бухгалтером, к которой за советом шли десятки молодых специалистов.

Однако, как оказалось, разведчице, в юности пережившей плен, рабство и смерть близких людей, судьба припасла еще немало трудностей и лишений. Сначала она лишилась сына. А в 1985 году в их семье опять случилось горе. В авиакатастрофе разбился зять Веры Насыровой - муж ее дочери Тамары, и та вместе с тремя детьми переехала к родителям в Карши. Вера Андреевна вместе с супругом воспитала мальчиков, как сыновей. Сегодня у каждого из них уже есть свои дети.

В 1995 году не стало мужа - Нажима Насырова. Тамара уехала в Россию ухаживать за своими внуками, а 96-летняя Вера Андреевна осталась практически одна.

Ветеран Второй мировой войны до сих пор сама готовит себе еду. Раз в неделю приходит невестка старшего внука. Помогает с покупками и соседка. Несмотря на свои 96 лет, Вера Андреевна активна и бодра. В эти дни она с удовольствием принимает гостей, рассказывая им о жизни, войне, любви и судьбе...

Малика АБАЙДУЛИНА

Report typo