Новости Кашкадарьи

Официальный веб-сайт газеты "Новости Кашкадарьи"
3 июнь 2023 год, суббота.                 Специальная версия UZ

С приходом весны - озаряется душа

На нашу благодатную землю пришла весна, щедро одарив каждый ее уголок солнечным светом и теплом, а вместе с ней  и долгожданный, всеми любимый, самый древний и вечно молодой Навруз.

Рожденный более трех тысяч лет назад и возрожденный нашей независимостью этот священный праздник пронизан идеями любви, мира и великодушия. Он приходится на самое прекрасное время года - весну, когда  в человеке обретают особую силу пробужденные чувства душевной близости, щедрости, доброты и милосердия, стремления сделать мир лучше и краше.

У всех народов мира весну принято встречать ярко, празднично и главное в дружеской обстановке. Сегодня в Кашкадарье в мире и согласии живут представители различных национальностей, которые не забыли о своих корнях, и продолжают свято чтить традиции и обычаи своих предков. Предлагаем вам узнать, как встречают весну люди разных национальностей, проживающие в нашем регионе.

Нармин ГЕЮШОВА, жительница города Карши:

- Для нас приход весны связан со всеми любимым праздником - Наврузом, только среди азербайджанцев его называют "Новруз". Готовиться к нему мы начинаем еще в феврале. В этот период мы отмечаем 4 предпраздничных вторника. В первый вторник праздника каждая семья обязательно начинает высаживать "сямяни" - проросшие семена пшеницы, которые являются неотъемлемым символом Новруза. В этот день к нам приходят гости, и за праздничным столом ведутся разговоры о предстоящем большом празднике. Второй и третий вторник посвящен пробуждению деревьев, земли в целом. В это время стараемся наводить порядки во дворах, огородах. Самый интересный - последний вторник. В этот день во дворе разжигается костер, через который перепрыгивают те, кто желает оставить позади все беды и несчастья. К сожалению, сейчас эта забава становится редкостью для тех, кто живет в высотных домах. Однако в нашей семье мы все-таки находим место для проведения обряда. Стараемся сделать все возможное, чтобы наши дети знали о традициях своих предков. Кроме костра, готовим национальные блюда, незамужние девушки гадают на суженного. По народным приметам, в этот день, как раз наступает весна.

В день празднования Новруза на стол ставится семь предметов, каждый из которых несет определенный смысл. Вода - чистоту, сямяни - пробуждение природы, рыба - гибкость, чашка символизирует золото, халва - богатство, зеркало - очищает от негатива,  яблоко - для приятного аромата и чистоты воздуха. Обязательный атрибут праздничного стола - свечи, которые ни в коем случае нельзя задувать, необходимо чтобы они догорели до конца. Со свечами связывают жизненный путь каждого члена семьи.

Новруз мы отмечаем 21 марта. В этот день обязательно готовится праздничный плов, только он немного отличается от традиционного узбекского. Поскольку мясо, прожаренное с луком, грецкими орехами, курагой, желтым изюмом и каштанами подают отдельно от риса, приготовленного на топленом масле с куркумой. На дно кастрюли, в которой готовится рис, обязательно кладут тесто, приготовленное только из яиц и топленого масла.

Из сладостей на столе обязательно должны быть 13-тислойная пахлава, шекербура, бадамбура и шоргогал. Кстати, есть у нас еще одна  традиция: до самого праздника под дверь нужно класть пустую папаху и стучаться. Хозяин дома обязательно должен наполнить ее сладостями.

Также в праздник необходимо загадать желание и пойти подслушать под дверью у соседа, что первое услышишь, то и произойдет. В Азербайджане в это верят. А еще незамужние девушки готовят соленый хлебец и перед тем, как лечь спать, съедают его, но не пьют ни грамма воды. Предполагается, что человек, который даст ей во сне выпить воды, и будет ее супругом. Сама не проверяла, но некоторые из знакомых, говорят примета - верная. Традиций, связанных с празднованием Новруза много, но главное, в день весеннего равноденствия в доме не должно быть  ругани и брани.

Самир ЕРМАКОВ, начальник военно-мобилизационного отдела областного управления здравоохранения:

- Традиционный татарский праздник наступления весны называется "Карга боткасы", что в переводе означает  "каша для грачей". Связан он был с прилетом птиц - именно с этого момента можно считать, что пришла настоящая весна. Эта каша варится из семи круп, молока и масла. Сегодня этот праздник практически ушел в небытие. Поэтому наступление весны мы празднуем вместе с Наврузом. Наши предки почитали Навруз как один из самых светлых и чистых праздников, когда вместе с природой обновляются сердце и душа человека. Сегодня этот праздник объединяет многие народы, проживающие в нашей республике в дружбе и согласии. Я родился в Башкортостане. Однако вот уже 71 год живу в Карши. В Кашкадарью родители приехали погостить к родственникам. Тогда мне было 8 лет. С тех пор Карши стал для нас вторым домом. Здесь мы отмечаем и узбекские, и татарские праздники.

Говоря о всеми любимом празднике, хочу отметить, что у нас популярны "Навруз эйту" - сказания о Наврузе, баиты. В дни празднования - в течение 7-10 дней - дети ходят по домам соседей, родственников с пожеланиями благополучия в новом году. Произносят татмаки - частушки. Все пожелания начинаются со слов, которые дословно переводятся: "Пусть легкой будет моя нога…" Пришедших с такими пожеланиями обязательно угощают.

Навруз - один из древнейших праздников, почитаемый и в Башкортостане. Это праздник, с которого начинается весна. А раз весна, то это новые надежды, новые планы, новые успехи.

Роза КИМ, жительница Карши:

- Весна - время пробуждения природы, поэтому большинство весенних праздников носит природную тематику.

К примеру, не так давно мы отмечали лунный новый год, который также называется праздником Весны. Дата его проведения ежегодно меняется. Обычно на подготовку к этому празднику уходит неделя, и каждый день посвящен разным делам. Например, один день отводится на уборку дома, другой на закупку мяса и рыбы, третий - на овощи, фрукты и сладости. В последний день уходящего года в доме развешивают украшения: боковины входной двери украшаются парными вертикальными табличками красного цвета, на которых черными иероглифами пишутся новогодние пожелания. А в центре двери - большой иероглиф "фу" - счастье. А за два дня до торжественного застолья начинается непосредственное приготовление еды. Ее должно быть много: каждая семья старается собрать у себя как можно больше родственников.

На праздничном столе обязательно должны быть пельмени, причем с разной начинкой. Их нужно слепить самостоятельно. Причем в последний день уходящего года по восточному календарю участие в лепке пельменей, пускай даже символическое, должны принять все члены семьи. Что будет означать воссоединение всего родственного клана. И в один из пельменей по традиции кладется монетка. Считается, что счастливчика непременно ждет удача и богатство в новом году. Правда, вместо монетки в нашей семье предпочитают ставить любой другой съедобный предмет - перчик или орешек. В канун празднования нового года (праздник весны) обязательно готовим блюдо ттоккук (суп с клёцками). Ни один праздничный стол не обходится без этого блюда, поскольку оно для нас своего рода символ долголетия и успеха. Во второй день Праздника весны принято есть лапшу. Так как лапша длинная и гладкая, считается, что жизнь будет такой же длинной, а год пройдет так же гладко.

Весной также принято готовить и особую постную кашу из "семи сокровищ". Ее ингредиенты могут быть различными, но наличие специального "старого риса" - обязательно. В качестве компонентов каши могут быть финики, каштаны, миндаль, бобы, фасоль, сливы, кедровые и грецкие орехи, арбузные семечки, горох, зерна водяной лилии и другие. Кое - где добавляют еще и редьку. Готовую кашу разливают в чашки, посыпают сахаром и корицей и раздают родственникам и друзьям.

Собиржон АМИНОВ, директор Памукского центра культуры Миришкорского района:    

- В селении Помук Миришкорского района, откуда я родом, около 70 процентов населения - туркмены. Большинство из них занимается животноводством и земледелием.

Весна всегда ассоциировалась с пробуждением жизни, являлась неизменным символом обновления, принося с собой оживление и радость. Поэтому праздник весны являлся и является одним из главных и любимых праздников туркмен. В этот прекрасный период года мы также отмечаем Навруз, который у нас еще называют Днем свободы.

Существует легенда, по которой в канун празднования Навруза тюркские народы, запертые в горах, расплавили железную гору, и вышли в этот день на свободу. Именно поэтому в давние времена наши предки разводили огромный костер и, положив туда железо, били по нему молотом, передавая, тем самым, силу огня воде и земле. По преданиям предков, земля оживает, и холод отступает.

Одним из благодатных дней у туркмен считается среда, который в туркменском языке называется "чаршенбе". В этот день открыты все четыре стороны для реализации многих запланированных дел. В связи с этим, подготовка к празднованию Новруз байрама у нас начиналась за месяц, то есть за четыре недели. Каждая из предшествующих празднику четырех недель, а вернее, четырех сред, была посвящена одной из четырех природных стихий. По представлениям народа, в первую среду согревается воздух, во вторую - вода, в третью оживает земля, в четвертую - деревья и растительность.

Из блюд на столе должны быть чубереке в основном с зеленной начинкой, а еще говурма (ковурма). Нарубленное мелкими кусочками мясо жарят в сале того же животного. Законсервированная таким способом говурма считается одним из главных блюд. Его едят как в холодном, так и горячем виде. Из говурмы варят суп - гара чорба (своего рода шурпа).

Кроме различных яств, среди которых и сумаляк, большое внимание во время празднования Навруза - дня весеннего равноденствия, уделяется настроению гостей. Праздник проходит в веселой, дружеской атмосфере. Организуются культурно-развлекательные, спортивные мероприятия.

Екатерина УСМАНОВА (СМИРНОВА), жительница Шахрисабза: 

-У представителей русской национальности приход весны связан с масленицей. Во время этого праздника мы прощаемся с зимой и начинаем готовиться к весне. Начинается масличная неделя с воскресенья, называемого "мясное заговенье". Это последний мясной день до самой Пасхи. Всю неделю пекутся блины как символ солнечного диска. В эти дни люди ходят в гости со своими блинами и встречают блинами. Помимо блинов пекут пряники. После масленицы наступает Великий пост. Он длится целых семь недель, во время которых верующему нельзя питаться жирной пищей, а также необходимо воздерживаться от вредных привычек и различного рода увеселений. После 40-дневного поста мы празднуем Пасху, во время которой красим яйца, печем сладкие и несладкие дрожжевые хлебобулочные изделия.

Карина АГАДЖАНОВА, жительница города Карши:

- В конце зимы мы - армяне, отмечаем праздник "Терендез". Своими народными гуляньями он напоминает русскую Масленицу, с элементами светского западноевропейского дня Святого Валентина, ибо главные действующие лица праздника - молодые супружеские пары и просто влюбленные друг в друга юноши и девушки. Издавна главным атрибутом праздничного действа остается костер, через который, взявшись за руки, прыгали влюбленные пары. Считается, что если им удается совершить прыжок, не расцепляя рук, то их семья будет крепкой, а любовь вечной. Еще один весенний праздник - "Цахказард" (Вербное Воскресенье). В этот день люди идут в храм освящать веточки вербы, по возможности детям надевают на головы веночки.

Марьям ЭЛАХИ, гражданка Ирана:

-В Кашкадарье проживаем с прошлого года, сюда супруга пригласили на работу. Несмотря на то, что находимся вдали от дома, стараемся соблюдать обычаи наших предков. К примеру, уже в первых числах марта начинаем готовиться к празднику Навруз. Для иранского народа он один из главных праздников. По традиции за несколько дней до Нового года на ковер или на стол стелют специальную скатерть. Этот церемониальный стол называется Хафт Син, состоящий из семи блюд. Число семь было священным в Персии с древних времен, и семь блюд означают семь ангельских предвестников возрождения жизни, здоровья, счастья, процветания, радости, терпения и красоты. Символические блюда состоят из ростков пшеницы или чечевицы, представляющих собой перерождение. Сладкий сливочный пудинг готовится из перемолотых ростков пшеницы и представляет собой новую жизнь. Обязательно на столе должно быть яблоко - символ здоровья и красоты. А вот в качестве лекарства -  чеснок. В Иране очень любят специи. Поэтому и церемониальный стол не может обойтись без них. В качестве пряностей - специя из молотых ягод, которая представляет собой цвет восхода солнца. Кроме семи угощений скатерть украшают и другие обязательные атрибуты. Среди них - несколько монет, символизирующих процветание и богатство, свечи, как источник силы и жизни, раскрашенные яйца, как олицетворением нашей планеты и зеркало, которое покажет разнообразие мира. Также на новогоднем столе должен быть Коран.

Главной приметой наступления Нового года у нас в Иране является многочисленная пальба вверх из ружей. Можно считать, что это и есть официальный старт праздничных весенних мероприятий.

Айсанем АБДИРОВА, уроженка города Нукус:

- В Карши переехала на время по работе. Конечно, далеко не все обычаи и традиции удается соблюдать вдали от дома. Однако на Навруз обязательно готовлю праздничный стол, на котором кроме традиционного сумелек (сумаляка) присутствуют и другие национальные блюда, к примеру, наурыз-гоже (мясной бульон с крупами и кисломолочными продуктами), баурсак (жаренные пончики), карма (рыбный суп), жугери гуртик (клецки для мясной еды), торак, майсок (большие мясные пирожки), жарма (кисломолочный напиток).

Кроме застолья, в день празднования Навруза в Нукусе большое внимание уделяется обрядам. Они несут функцию общественной интеграции, без которой не обходилось во все времена. Начинается праздник с глашатаев, обычно это маленькие дети, которые сообщают на бегу о наступлении Навруза. Повсюду ставятся юрты, в которых отдельно сидят люди почтенного возраста и отдельно юноши и девушки.

Если старшие в этот праздничный день, как правило, наслаждаются слушанием баксы и жырау (традиционной музыки), то молодые устраивают различные состязания. Это улаки - козлодранье - игра на конях, гурес - схватка борцов, байга - конные скачки, бой баранов, петушиные бои, кашарман - каракалпакский вариант крекинга. Не остаются за кулисами и дети. Их игры асык - игра в кости, бектас - игра в камушки, шуллик - игра в палочки не менее забавны и увлекательны.

Есть у нас и еще один интересный обычай. После совместного приготовления и вкушения блюд молодые девушки во главе со старшей снохой - "кыз женге" уходят на гулянья - сеил, во время которого, как правило, встречают группу юношей во главе со старшаком - "жигит агасы". Между ними начинается состязание в красноречии - айтыс. Во время айтыса джигит в иносказательной, остроумно-шуточной форме выражает чувства приглянувшейся девушке. При этом не обходится без помощи кыз женге и жигит агасы. Если девушка сможет отразить словесный натиск воздыхателя, то это означает, что она отказывает ему в чувствах. В таком случае вперед выходит другой претендент на ее руку. Проигравшей девушке чаще всего приходится принять руку и сердце поклонника.

Хотя мы и живем в одной стране, у многих из нас есть свои обычаи и традиции, которые делают нашу жизнь интереснее и духовно богаче. Предстоящий праздник весны и обновления природы люди разных национальностей ждут с большим нетерпением и воодушевлением. Ведь каждый раз мы открываем для себя  его новые грани. Но незыблемым остается для нас его духовная составляющая. Имеющий глубокий философский смысл этот волшебный праздник способствует возвеличиванию человека, общечеловеческих ценностей, воспевает природу, процесс ее обновления. В его основе лежат добрые народные традиции, закладывающие в наши сердца ростки любви к Родине.

Записала М.АБАЙДУЛИНА.

Report typo