Новости Кашкадарьи

Официальный веб-сайт газеты "Новости Кашкадарьи"
28 май 2022 год, суббота.                 Специальная версия UZ

«ОТЦЕУБИЙЦА» ПРИЗЫВАЕТ К ПРОСВЕЩЕНИЮ

Это драма, написанная Бехбуди в 1911 году и впервые поставленная на сцене спустя еще три года, как писал сам автор, является первой отечественной трагедией. Будучи, по сути, дебютом всей узбекской драматургии, пьеса сыграла особую роль в истории театра нашей страны, оказав большое влияние на создание последующих произведений. Ее сюжет по нынешним временам очень прост, однако основная идея продолжается оставаться актуальной и спустя более ста лет после написания трагедии. Бай, надеясь на свои богатства,  не дает сыну Ташмураду никакого образования - ни светского, ни религиозного, считая, что с помощью денег юноша сможет добиться в жизни всего и без получения знаний. Тех, кто пытается его переубедить, бай просто-напросто высмеивает или откровенно игнорирует. Тем временем Ташмурад, попав в плохую компанию, начинает злоупотреблять алкоголем, ведет аморальный образ жизни. В один из дней он, поддавшись на уговоры "друзей", решается на кражу денег в собственном доме, а когда попадается с поличным, убивает отца. Таким образом, в этом произведении, как пишут театральные критики, в сюжет истории неуча вписана сложная и драматическая проблематика времени - отражена борьба, которая шла между новым и старым, прогрессом и реакцией, просвещением и невежеством, и показано, как аморальность и вседозволенность приводит к преступлению.

Первое, что бросается в глаза в спектакле, поставленном режиссером Республиканского театра сатиры Джурабеком Рузматовым, это свойственная этому театру сатирическая подача событий. Такая интерпретация, разумеется, требует внесения некоторых корректив в сюжетную канву произведения, однако от этого его основной смысл и идея не меняются.

-Творческий подход режиссера к постановке известного произведения Махмудходжи Бехбуди, чувствуется с первых минут спектакля, - говорит студентка Нафиса Юсупова. - Еще до начала развития основных событий разворачивается экспозиция, цель которой - представить и охарактеризовать каждый персонаж. Делается это так оригинально и ненавязчиво, что нам - зрителям, сразу становится ясно, с кем мы "имеем дело". Хотелось бы также отметить прекрасную игру актеров, умело и к месту импровизирующих и порой выпячивающих недостатки своих героев с помощью жестов, мимики, пластических движений.

Не только зрители этого спектакля, но и специалисты, хорошо разбирающиеся в театральном искусстве, особо подчеркивают, что повышению художественного уровня постановки способствует и эффективное использование музыкальных решений, умело подобранных для передачи атмосферы происходящих на сцене событий, объяснения состояния того или иного персонажа. Высокой оценки заслуживает и работа художника по костюмам, авторов декораций к спектаклю.

-И все это для повышения зрелищности спектакля и для того, чтобы каждый зритель - будь он студент или школьник, преподаватель или родитель, еще раз осознал огромную созидательную силу образования и просвещения, с одной стороны, а также губительную сущность вредных пристрастий и беспорядочного образа жизни, - говорит исполнитель одной из главных ролей - актер театра Муслим Нуралиев. - Слова, с которыми в этой трагедии интеллигент обращается к баю, призывая обязательно обучать детей, создавать условия для их интеллектуального развития, очень актуальны и сегодня. Уверен, что смех сквозь слезы поможет нашим зрителям - а это, преимущественно, молодежь, сделать окончательный выбор в пользу знаний, науки и здорового образа жизни.

Как отметил народный артист Узбекистана Хайрулла Сагдиев, организация показов спектакля республиканского театра сатиры имени Абдуллы Каххара "Отцеубийца, или положение неучившегося ребенка" в регионах страны нацелено также на привитие молодежи любви к творчеству Бехбуди и чтению литературы в целом.

(Соб.инф.)

На снимке: фрагмент спектакля "Отцеубийца, или положение неучившегося ребенка".

Фото с сайта teatrjurnali.uz.

Report typo